Карелин Андрей Осипович (1837 — 1906).

Родился в селе Солдатская Слобода (ныне с. Селезни) Тамбовского уездаи был внебрачным сыном государственной крестьянки Татьяны Ивановны Карелиной. 

КарелинВ раннем детстве проявился у него талант рисовальщика. Заметив талантливого ученика иконописцев, помещик Сабуров направил его на учебу в Санкт-Петербургскую академию художеств, где Карелин увлекся фотографией. После окончания учебы он переехал в Н. Новгород (1869) и открыл там свое ателье.
В 1870 году Карелин вместе с живописцем И. И. Шишкиным создал альбом «Нижний Новгород». На Нижегородской ярмарке он открыл свой павильон и постоянно работал в нём.

В 1873 году он принял участие в VI Всемирной выставке художественной фотографии в Вене.
В 1876 году за портреты и этюдные фотографии с натуры на Специальной выставке французского фотографического общества в Париже он был награжден Большой серебряной медалью. Кроме того получил бронзовую медаль на Всемирной международной выставке вФиладельфии, посвященной 100-летию освобождения североамериканских Соединенных штатов, а на Специальной выставке Эдинбургского фотографического общества он был награждён дипломом и золотой медалью Королевской академии в Эдинбурге.

В 1878 году Карелина приняли в члены Французской национальной академии искусств. Он был награждён дипломом Французского фотографического общества и золотой медалью на VIII Всемирной выставке в Париже.

В 1879 году император Александр III пожаловал его золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте «за полезное участие в Парижской Всемирной выставке», кроме того, он был награждён почётным дипломом Национальной Академии сельского хозяйства, мануфактуры и коммерции за ранее полученные награды первой степени в Париже.

В дальнейшем он неоднократно удостаивался высоких наград на различныых выставках. В 1886 году выпустил фотоальбом «Виды Нижнего Новгорода». В 1887 году возле Юрьевца он сумел сделать серию фотографий полного солнечного затмения.
В 1898 году изготовил диапозитивы для демонстрации в школах с помощью «волшебных фонарей».

Карелин был избран членом большого числа различных обществ: от Нижегородского общества любителей художеств до Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Андрей Осипович Карелин скончался 12 августа 1906 года и был похоронен на кладбище Крестовоздвиженского женского монастыря. В связи с ликвидацией данного некрополя в 50-х гг. XX века прах А. О. Карелина был перенесен на Бугровское кладбище.

Фотография и живопись постоянно соседствуют в его творчестве, но ярче всего выражаются в портретной фотографии. За несколько лет А.О. Карелин стал ведущим фотохудожником не только Н. Новгорода, но и России. Его связывала дружба с A.M. Горьким, И.Е. Репиным, И.И. Шишкиным, В.Г. Короленко и др.

Талант художника и фотографа сочетался в нем с талантом изобретателя и конструктора оптических систем. Он первым стал использовать насадочные линзы, изобрел объектив, позволявший делать четкие многоплановые фотографии.

Карелин А.О. создал серию портретов выдающихся современников. В них он стремился к реализму в фотографии.   Достоверность, конкрет¬ность, максимальное приближение к жизни — вот отличительные черты работ Карелина.   Им присущи виртуозность светотеневого рисунка, совершенство композиции, целостность и законченность образа.

Дмитриев
Дмитриев Максим Петрович (1858 — 1948).

Выдающийся русский фотограф, основоположник русского фоторепортажа родился в деревне Повалишино Тамбовской губернии в семье крестьян. 

Свое образование Максим Дмитриев получил в церковно-приходской школе, там его считали одним из самых лучших учеников. После школы мальчик начал сам зарабатывать себе на хлеб. А работа его заключалась в плетении корзин на продажу, чтении псалтыря. Но мать, желала сыну лучшей доли, она хотела, что бы сын обучился достойному ремеслу.
И когда Максиму Дмитриеву было пятнадцать лет, Максим Дмитриев поступил в ученики к именитому московскому фотографу М.П. Настюкову. Будучи у него в подмастерьях мальчик в первый раз ознакомился со светописью, а также освоил более чем полезные для фотографа практические навыки (научившись вымачивать фотопластинки в азотной кислоте, обрабатывать их нашатырным и этиловым спиртом, наклеивать и заниматься ретушью фотографии.)
С учителем будущему фотохудожнику очень повезло, талантливейший Настюков был фотографом императорской семьи, его интересовали памятники национальной архитектуры, фресковая живопись и предметы древнерусского быта. Молодой тогда еще фотограф, Дмитриев, нашел для себя настоящий кладезь знаний среди гравюр и прочих работ своего наставника. Он старательно учился и расширял свой кругозор.
Максим Дмитриев постоянно стремился к познанию, а его наставник только поощрял эту динамику в молодом художнике. С благословения учителя, юное дарование отправился расширять свои умения в воскресные рисовальные классы Строгановского художественного училища, где Максим Дмитриев освоил основы работы со светом и тенью, а также азы перспективных построений.
Летом 1874 г. Дмитриев был командирован на Нижегородскую ярмарку, где познакомился со своим земляком Карелиным, посвятившим его в премудрости мастерства. В 1877 г. Максим Петрович перебрался в Н. Новгород и устроился на работу в фотоателье Лейбовского, ученика Карелина.  В 1879 г. Дмитриев был приглашен на работу в ателье Карелина, где за несколько лет совместной работы постиг тонкости художественной фотосъемки.
В 1886 г. Дмитриев открыл в Н. Новгороде собственное ателье, просуществовавшее до 1920-х гг.
За несколько лет Дмитриев приобрел широкую известность. Его работы получали медали на международных выставках (Париж, 1892 г. н 1900 г.; Чикаго, 1893 г.). На Всемирной выставке в Антверпене и в Нью-Йорке он был удостоен высших наград — Почетных дипломов.
В 1891 г. в России наступил голод в результате сильной засухи, а затем разразилась эпидемия. Дмитриев М.П. с фотоаппаратом объехал наиболее пострадавшие районы Поволжья и сделал большое количество снимков. Его документальные фотографии поразили общественность, она увидела бедственное положение простого народа. Эта серия фотографий принесла Дмитриеву всероссийскую известность.
За несколько лет работы Дмитриевым было отснято несколько тысяч документальных фотографий, названных автором «Волжские типы». На них был отражен повседневный быт простого народа, зарисовки из жизни «босяков», странников, богомольцев. Многие фотографии этого цикла воспринимались как иллюстрации к произведениям Максима Горького, а некоторые снимки были использованы при подготовке к постановке пьесы «На дне» Московским художественным театром в 1902 г. Великого писателя и замечательного фотографа связывала крепкая дружба. В советское время Горький хлопотал о назначении Дмитриеву персональной пенсии.
В 1897 г. фотограф сделал интересную серию «Русь уходящая». Старообрядческие скиты в заволжских лесах, богомольцы в знаменитой Саровской пустыни, относившейся в те годы к Тамбовской губернии, нищие, слепые, заросшие древние старцы, скитские «уставницы» с окаменевшими лицами — все это осколки уходящей в небытие древней России.
Но с приходом всемирной трагедии, имя которой Первая Мировая война, Максиму Дмитриеву пришлось отказаться от съемок вне павильона, а следовавшая за ней революция положила печальный конец всероссийской славе художника.
После 1917 года Максим Дмитриев все так же вдохновенно продолжал работать в Нижнем Новгороде, впоследствии Горьком, как и прежде отдавая всю свою душу любимой профессии. Но несмотря на все усилия поддерживать материально ателье фотографу становилось все сложнее.
Свыше 7000 фотографий были изъяты в 1933-ем тем самым лишили некогда известного фотографа единственного дохода, который давали заказы краеведческих организаций и выставок по отпечатыванию снимков.
После революции 1917 г. уже немолодой мастер продолжал работать. Его можно было увидеть на митингах и новостройках. Фотографии его печатались в советских газетах и журналах.
В честь 50-летия трудовой деятельности Дмитриева Русское фотографическое общество в 1927 г. устроило в Москве большую выставку его работ.
Умер Максим Петрович в 1948 г. на 91-м году жизни в Москве.  Остаток жизни фотохудожник провел в полном забвении и горькой тишине.