начали работать почти  сто пятьдесят  лет назад

Первые упоминания о фотографии на Тамбовщине  встречаются в «Памятной книжке Тамбовской губернии на 1866 год». Здесь в разделе «О числе ремесленников в Тамбовской губернии за 1865 год» упоминаются «фотографисты»,  в числе которых в Тамбове было три мастера, двое рабочих и один ученик. Кто они эти первооткрыватели фотографии в нашем крае? Имена их нам пока неизвестны.

Первое стационарное фотоателье в Тамбове было открыто в 1880 г. старейшим тамбовским фотографом Хрисанфом Даниловичем Бровкиным. В начале ХХ века   в Тамбове работало уже несколько фотоателье.     Фотографы работали в условиях острой конкурентной борьбы, старались привлечь внимание публики высоким качеством, профессионализмом и художественным уровнем своих работ. Много внимания уделялось оформлению фотографий. Люди годами ходили к одному мастеру: отцы, дети, внуки. Негативы в архивах фотоателье должны были храниться вечно.

В 1881 г. тамбовский крестьянин В. Николаев получил право на открытие фотомастерской. Располагалось его ателье в доме К.А. Енкен. В дальнейшем ателье перешло в собственность хозяев здания. Ольга Федоровна Енкен успешно развивала свое предприятие, и со временем фотосалон Енкен стал самым знаменитым в нашем городе. Особняк, построенный в 1876 г. и оборудованный под фотостудию, в этом качестве сохранился до 1980-х гг. и был снесен в результате строительства  здания Администрации Тамбовской области.  При сносе здания   фотоархив, формировавшийся с 1881 г. бесследно исчез. До сих пор судьба уникального исторического материала того времени неизвестна. По слухам,  архив  попал к одному тамбовскому коллекционеру.

Труд фотографа в те годы считался высококвалифицированным и хорошо оплачивался. Стоимость фотографий была довольно высока. Например, фотография размером  9 × 12 см стоила почти как чайная серебряная ложка. Фотоснимки отличались высоким техническим и художественным качеством. В фотографическом процессе широко применялись соли золота, платины, редких металлов. В тонировании использовались цианиды и урановые растворители, ртутные компоненты. Все это свободно продавалось в аптеках и фотографических магазинах. Фотографические товары были в основном импортного производства. Лучшим магазином, торговавшим и фото принадлежностями, был торговый дом купца М.Л. Шоршорова.

Любительской фотографией в конце XIX – начале ХХ века занимались люди образованные, творческие: врачи, адвокаты, художники, дворяне, аптекари. Их было мало, так как увлечение являлось недешевым (хороший фотоаппарат, например, стоил 100 – 250 р., а, например,  корова — 5 р.),  но эти люди оставили о себе прекрасную память в виде фотоснимков, фотографических открыток с видами Тамбова и других городов.

Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год.
Ведомость о (типографиях, литографиях, фотографиях (и т.п. заведениях) в Тамбовской губернии

(где,  кому принадлежит (когда разрешено открытие заведения)

по гор. Тамбову
Почетному гражданину Хрисанфу Даниловичу Бровкину (1880)
Крестьянину дер. Низова, Рязанской губернии, Егорьевского уезда, Илье Епифановичу Епифанову (1901)
Дворянке Ольге Федоровне Енкен (1899)
Моршанскому мещанину Тимофею Васильевичу Цаплину (1896)

В марте 1906 года было создано Тамбовское фотографическое общество. Прошение о его основании на имя губернатора подали известные в то время  тамбовские фотомастера.

Энтузиасты поставили перед собой задачу распространять художественные, научные и технические познания, относящиеся к фотографии. Они собирались облегчить занятия светописью не только своим членам, но и всем, кто заинтересуется этим новым жанром изобразительного искусства.

А уже через год тамбовские фотографы занялись подготовкой к первой выставке. И уже в январе 1910 было принято решение о проведении первой фотографической выставки,  которая   с успехом прошла в залах Нарышкинской читальни (ныне областная картинная галерея).

Тамбовские фотографы до 1917 г.
А.В. Тэпфер, похвальный лист в 1908 г. в киеве, серебряная медаль в 1908 г. в Ростове-на-Дону, серебряная медаль в 1903 г. в Москве, бронзовая медаль в Москве в 1902 г., золотая медаль в Тамбове в 1908 г.
К. Трофимов, на Дубовой ул. между Долевыми
В.П. Николаев, в доме Енкена на Дворянской ул.
Цаплин и сын, член Парижской национальной академии, лестный отзыв С.-Пб. выставки 1891 г., высочайшие благодарности ее императорского величества государыни императрицы 1884 г., похвальный отзыв за Московские выставки 1892 г.
Х. Бровкин, на Большой ул.
И. Епифанов на Большой ул. дом Устинова
О.Ф. Енкен на Дворянской ул. в собств. доме. Почетный диплом Тамбовского фотографического общества 1911 г.

В середине 1920-х гг. тамбовских фотографов взяла под свой контроль местная ВЧК. Было организовано Тамбовское научно-фотографическое общество, руководителем которого был работник «органов» Спиан.

     Вот выдержка из популярного  в те годы  издания  «Календарь-справочник фотографа на 1931 год» под реакцией В.П. Микулина:

«В крупнейших городах СССР имеются и по сие время около 20 фотографических обществ, существовавших большей частью и до революции и имеющих свои уставы, возобновленные после окончания периода гражданской войны. Фотографические общества существуют в Москве, Ленинграде, Одессе, Харькове, Воронеже, Тамбове, Баку и других городах. В них входят одиночки-любители, квалифицированные специалисты этого дела: техники, теоретики, научные работники – в небольшом количестве, а в основной массе — «художники»- фотографы.  По своему социальному положению — это служащие, иногда профессионалы — владельцы  фотографий. Общества эти представляют собой, как  правило, замкнутые касты, варящиеся в собственном соку. В своей общественной фотографической деятельности и в своих устремлениях они стоят далеко от современной общественно-политической деятельности, стоят на точке зрения «искусство для искусства» и видят основной прогресс фотографии в блестящей технике и форме, подражая в этой форме станковой картине. Происшедшие сдвиги, появление и рост массового рабочего фотолюбительства коснулись этих обществ очень мало. Положение в 1929 году рисуется в следующем виде.

В большинстве — члены этих обществ продолжают заниматься производством старой нейтральной (по существу буржуазной) тематики: работой над лирическим пейзажем, над портретом, жанровыми задачами, применением разных позитивных процессов в фотографии (бромойль, гумми, и др.), поисками формальных достижений — техникой ради техники.  В Тамбове и Харькове фотографические общества, приспособляясь к новой обстановке, стали на иной путь. Общества эти вступили в социалистическое соревнование, ставят своей задачей помощь и руководство фотокружкам, добиваются, чтобы члены их перешли на современную советскую тематику в своих работах.

Ты — не советский фотограф, если не отдаешь все свои фотознания и все свое фотоискусство делу пропаганды пятилетки, социалистического соревнования, коллективизации; если с аппаратом в руках не участвуешь в социалистическом строительстве и классовой борьбе.»