«Revue Fotografie» («Фотография»)  — журнал , который  издавался в ЧССР  с 1957 по 1990 годы и выходил один раз в квартал. Тематика журнала была направлена на художественную сторону фотографического творчества в основных жанрах изобразительного искусства. Содержание статей носило в основном теоретический характер, а в некоторых журналах — обзорный (ревю). Спектр материалов — от современных фотохудожников до классиков.

Журнал издавался с поисками издательской формы, поэтому  подбиралось название, определявшее следующее: «Специальное ревю профессиональной фотографии»,  «Специальное ревю художественной фотографии»; «Ревю художественной фотографии»; «Специальное ревю художественной и прикладной фотографии»; «Журнал художественной фотографии».

Собирая номера любимого  журнала на протяжении более чем 40 лет, постоянно  узнаешь о нём что-то новое.  

Когда-то я, старшеклассник,  в далеком 1978  году,  проходя на Коммунальной улице, что в городе Тамбове,  совершенно случайно  зашел в букинистический отдел книжного магазина и купил  там потрепанный, с вырезанными страницами номер чехословацкого (но на русском языке)  журнала «Фотография». Даже и не знал, что есть такой…

Я уже интересовался фотографией, и основным доступным  для меня  источником новой  информации  был   журнал  «Советское фото».   Но  «Ревю Фотография»  было совершенно другим –   свободное от партийной пропаганды  издание,  публикующее  работы мастеров со всего света, интересные статьи  и  запрещенные  в СССР  «акт-ню» сюжеты.

Оказывается, что  в некоторые  годы чешское издание распространялось в  СССР тиражом большим, чем «Советское фото»: порядка 70-80 тысяч экземпляров.

Мне посчастливилось побывать в Праге в 1987 году, зайти в редакцию журнала и получить автограф  редактора на  первом номере русского издания 1959 года.

К сожалению,  по  глупости, дав посмотреть его кому-то из коллег, я так и не  сумел вернуть журнал.   Жаль…

Смотреть журнал 1959 №1Смотреть несколько страниц журнала


Немного о  редакции журнала.

Vaclav Jiru 1970
Вацлав Йиру . Автопортрет 1970 год

Главным редактором с 1957 года был Вацлав Йиру. 

Начав фотографировать в 1926 году, в 1933 году он принял участие в своей первой выставке. Он фотографировал в театре и работал в местной и зарубежной прессе.

Был арестован гестапо за деятельность сопротивления в 1940 году  и приговорен к пожизненному заключению.

После войны он вступил в Союз чехословацких журналистов, а в 1948 году — в Союз чехословацких художников.

В 1957 году он основал и возглавил фотографический журнал Fotografie,  который через два года стал выпускаться и на русском языке.  В 1959 году  в штате редакции было только три человека. Кроме Йиру были  переводчица на русский Тамара Шевченко и ответственный секретарь Йозеф Новак.

Журнал распространялся  по всему миру. В СССР номер журнала  стоил 2 рубля, но купить его было практически невозможно, поэтому на черном рынке  в семидесятые годы цена на него  доходила  до 25 рублей

С 1968 года  после «Пражской весны»  вся пресса стала  находиться  под контролем партии,  и в этот год  в Бельгию  эмигрировал  племянник Вацлава  Иржи Йиру.

Поэтому в  1972 году  Йиру, не согласный с  проводимой политикой и давлением на него,  покинул место главного редактора, которое заняла  его заместитель – Даниэла Мразкова .

Данеэла Мразкова. Фото Сергея Белковского
Данеэла Мразкова. Фото Сергея Белковского

У журналистов начались проблемы с властями и с цензурой, многие потеряли рабочие места.

Вацлав Йиру  продолжил сотрудничать с журналом и работал  до середины 1974 года,  отвечая за  главное графическое и художественное наполнение издания.

В 1976 году издательством «Орбис» , где печатался журнал,  руководил Штепан Энгель –  образованный и умным человек, еврей,  переживший  войну и знавший, что такое преследование. Он позвонил Даниэле Мразковой, чтобы помочь знакомой журналистке  Алене Шурковой найти  работу. Даниэла приняла ее на должность редактора в конце 1976 года.

Однако в апреле 1977 года в связи с «Хартией 77» произошло преобразование издательства «Орбис» в информационное агентство.

В конце 1977 года после раскола в издательстве «Орбис» Алена Шуркова была уволена директором Владимиром Виплер. Одной из главных причин было то, что она была наполовину еврейкой, что якобы было недопустимо. Вместе с ней была уволена Марианна Черна, у которой в Западной Германии была сестра Йозеф Ваша.

Почти все  сотрудники   «Ревю» были уволены в 1978 году,  остался только менеджер по доставке русского издания.  Затем подала в отставку и  Даниэла Мразкова.

Вацлав Йиру умер в 1980, накануне своего 70-летия.  Впоследствии в доме, где он жил,  в 2006 году  его племянник Йиржи Йиру открыл  Фотомузей .

 Редакторы журнала:

  • с 1957 по 1971 – Вацлав Йиру
  • с 1972  по 1977 — Даниэла Мразкова
  •   с 1978  по  1980/№2 – Иржи Хегер
  •   с  №3 /1980 по 1981 – Йозеф Машин
  •   с 1982 по 1985 — Вит Сухи
  •   с 1986 по 1990 – Петра Франкеова

 

История пропавшего журнала

 Журналист и фотограф Сергей Белковский  из Челябинска  вспоминает  рассказы своего отца, фотохудожника Владимира  Белковского, одного из основателей Челябинского фотоклуба, о котором коллеги, знавшие его, вспоминают с теплотой и уважением:

— Я  не получил третьего номера «РФ» за 1969 г. Прождал месяц, два, три.  Получил от редактора журнала письмо с вопросом: «Получили ли Вы журнал?» Через некоторое время он выслал мне недостающий номер, известил об этом в письме, но я опять ничего не получил.  

Лишь в 1972-м, будучи в Праге, я получил этот журнал:  главный  редактор Вацлав Йиру снял его со своей полки и сказал, что это последний экземпляр от всего тиража на русском языке.

Остальные десятки тысяч журналов были отосланы в Союз, но о судьбе их можно только догадываться… То ли изрезали на макулатуру, то ли сожгли. Жаль, конечно..

.Эти журналы достаточно редки теперь, я не встречал никого, кто бы имел его на русском языке. А владельца журнала на английском языке я знаю лишь одного.

На обложке и на вкладках журнала были снимки, сделанные американцами на Луне.Было там несколько фотографий, связанных с волнениями, — под названием «Молодежь-68» и, пожалуй, больше ничего.  Была и обнаженная натура, беседа с натурщицей Мирослава Стибора,  как она к этому относится и т.д.  Особой политики в журнале не было, но сочетание материалов, видимо, было какое-то… неудобное. Кстати, никакой компенсации подписчики не получили.

На все письма не получивших журнал подписчиков  из СССР из редакции «Ревю»  приходили  примерно  одинаковые ответы.  Этот документ я нашел  на одном из аукционов России:

Недавно я попросил  Сергея Белковского  поискать этот журнал в домашнем архиве и  прислать несколько фото страниц этого номера.   Выражаю глубочайшую благодарность Сергею и  его отцу  (к сожалению, его  уже нет в живых) Владимиру Белковскому, сохранившим этот уникальный экземпляр.